Аватар: путь воды
Большой экран

Аватар: путь воды

В кинотеатрах Армении можно посмотреть новый фильм Джеймса Кэмерона “Аватар: путь воды”, которого ждали тринадцать лет. Кинокритик Юрий Михайлин считает, что большая часть философии фильма выражена не в сюжете и концепции, а именно в красоте.

Текст: Юрий Михайлин

 

Հայերեն

Джеймс Кэмерон создает тотальный аттракцион, как бы вбирающий в себя и его предыдущие фильмы: тут и Сигурни Уивер (“Чужие”), и интересные роботы, будто из вселенной “Терминатора”; и отношения тела и искусственно созданного существа; и ситуация, в которой жизнь на земле перестала быть возможной; и тонущее судно, с которого необходимо спастись, а также лучшее из других фильмов-аттракционов вплоть до спилберговского плана из-под воды, с точки зрения акулы.

 

Кэмерон - большой мастер, который одержим мечтой снять идеальный фильм, максимально использовав все доступные средства кино (композиции выверены, каждое движение продумано) и дополнительно разработав те, которых пока не хватает. Для такой мечты тринадцать лет - не срок, тем более что режиссер создает не один, а сразу четыре фильма (вместе с первым получится пять), соединенных общей историей - грандиозное полотно, в котором должны быть проработаны все детали (съемки не начинались, пока не были готовы все сценарии).

 

Выход второго фильма многократно откладывался и в результате совпал с 2022 годом. Созвучие оказалось почти стопроцентным: “Аватар” - воплощенный возглас “Дайте нам новую планету” (можно добавить “мы испортим и ее”), который в течение последних месяцев приходилось слышать многократно.  

 

 

Пандора - действительно новый мир. Считается, что для его создания была привлечена группа ученых, которые разработали модели планеты с другой гравитацией, плотностью атмосферы и прочим, из-за чего растения и животные сформировались именно так. Были специально придуманы религия и язык нави. Не знаю, насколько это правда, но кажется правдоподобным - мир фильма очень убедителен. 

 

“Аватар: путь воды” попадает во многие болезненные точки сегодняшнего мира. Завораживает даже простенькая сцена идиллического счастья в начале - ощущение дома, семья, много света и зелени. И закадровые слова героя (возможно, самое слабое решение фильма, но Кэмерон их любит) о том, что все может измениться в одну секунду, сегодня не кажутся банальными.

 

Одна из главных тем второй части - скитания в чужих краях и попытка обрести новый дом. Это история про семью беженцев, которые пытаются скрыться от войны, но война их настигает. Здесь и тема семьи-крепости, способной частично восстановить дом в новом месте. Интересно, что у Кэмерона быстрее адаптируются женщины. Еще очень помогают любознательность, жажда познания, готовность учиться, а чувство изгойства дает возможность лучше понимать других, что оказывается во многом спасительным.

 

Хотя тема принятия нового, другого (в том числе чужаков) раскрыта немного поверхностно. Племена слишком похожи: говорят на одном языке, придерживаются схожих верований. Герои слишком быстро учатся (в первой части это было разыграно тоньше). Удивительным образом новая среда оказывается принятой почти мгновенно, а тоска по дому выражена почти схематично, в паре реплик.

 

Дочка вождя морского племени обучает новых друзей жизни в водной стихии. “Путь воды” противоположен пути страха, который движет героями: кем-то - страх за семью (который ослепляет и ведет к разрушению), кем-то - страх быть отвергнутым, страх не оправдать надежды.

 

Или страх войны. Вождь морского племени говорит: “Мы не можем вам позволить принести сюда свою войну”. Но в мире “Аватара” не бывает чужих войн. Одна из ключевых идей этой вселенной: Пандора - единый организм, все живые существа неразрывно связаны друг с другом, и отдельное выживание друг без друга невозможно. Никого не изолируешь и не отрежешь. Изгои могут видеть больше остальных, и попытка кого-то исключить ведет к ослаблению общества и смерти. Чужая война - это и твоя война, от нее не уйти. Спасти жизнь на планете получится только по-настоящему инклюзивно и экологично. 

 

Идея и мироощущение “Аватара” в еще большей степени воплощены в самом созданном мире, населенном разнообразными - прекрасными и страшными - живыми существами. Мир Пандоры состоит из света и начался с него - Кэмерон рассказывает, как еще в четырнадцать лет ему снились пейзажи, по которым текли реки из света, а с деревьев свисали светящиеся лианы. Большая часть кадров фильма построены на преломлении света в разных стихиях. В покрывающих планету джунглях листья пронизаны светом. Многие живые существа Пандоры полупрозрачны и либо светятся изнутри, либо пропускают свет. Нави тоже как бы слегка подсвечены синим или зеленым. Свет - энергия божества Эйвы, которая все объединяет. Даже немного поднадоевшее приветствие нави “Я тебя вижу” описывает оптическое явление. В противоположность этому искусственный свет - прожекторы космических кораблей, лампочки роботов - несет разрушение. Как и свет пожаров.

 

 

Тринадцать лет назад первый “Аватар” был открытием - и технологическим, и частично философским. В чем-то противоположный “Терминатору” - ведь речь шла не о создании машины, а нового организма - он давал возможность по-новому взглянуть на мир. Тело-аватар был приемом остранения, который создавал дистанцию, позволял увидеть мир буквально новыми глазами, и нужно было заново учиться ходить, разговаривать, летать. Аватар, как и нави, похож на человека, но отличается, показывая обусловленность взгляда на вещи строением тела и подчеркивая ограниченность этого взгляда. Второй “Аватар” спорит с этим - помещение прежнего сознания в новое тело не обязательно помогает увидеть новое, а может способствовать разрушению. Которому противостоит не столько сила (хотя она тоже), а восторг перед красотой сотворенного мира и ощущение его хрупкости. 

 

Кэмерон вдохновляет, показывая, что перфекционисты в кино по-прежнему существуют, и они не боятся осуществлять большие замыслы.